«Источник добрых сил находится на востоке …»: представления шаманов современной Якутии (Саха) о Вселенной, божествах и духах

Авторы

  • Takako Yamada Dr., Emeritus Professor

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2015.2.105

Аннотация

В работе рассматриваются представления современных якутских шаманов о вселенной и духах, главным образом по материалам полевых исследований в Республике Саха (Якутия) в 1994 г. Основной метод исследования – сбор интервью среди носителей шаманской традиции. Так как шаманские ритуалы долгое время были запрещены в СССР, произошло частичное разрушение целостной концепции мироустройства. Представления о вселенной и духах у каждого отдельного шамана отличны от других и основываются на личном сверхъестественном опыте. На основе проведенных исследований сделан вывод о том, что анимистические представления могут быть сформированы исходя из индивидуального опыта и миропонимания отдельного человека, а вера в духов тесно связанная с шаманской традицией, влияет на формы ее воплощения.

Биография автора

Takako Yamada, Dr., Emeritus Professor

Kyoto University, Japan

Библиографические ссылки

Balzer, M. M. (1993). Shamanism and the Politics of Culture: an Anthropological View of the 1992 International Conference on Shamanism, Yakutsk, the Sakha Republic, Shaman, Vol. 1, No. 2, pp. 71–96.
Balzer, M. M. (1996). Changing Images of the Shaman: Folklore and Politics in the Sakha Republic (Yakutia), Shaman, Vol. 4, No. 1–2, pp. 3–16.
Czaplicka, M. A. (1914). Aboriginal Siberia. 374р. Oxford, The Clarendon Press.
Gogolev A. I. (1994). Mifologicheskij mir Yakutov: Bozhestva i duhi-pokroviteli. [Mythological World of the Yakuts Deities and Spirits-Protectors]. 29 p. Yakutsk, Respublikanskij centr kul′tury′ i iskusstva imeni A. E. Kulakovskogo.
Harva, U. (transl. by Katsuhiko Tanaka). (1989). Die Religiosen Vorstellungen der Altaischen Volker. Tokyo, Sanseido.
Jochelson, W. (1933). The Yakut. New York. (Anthropological Papers of the American Museum of Natural History. Vol. 33. Pt. 2).
Program and Abstracts of the 10th Conference of the International Society for Shamanistic Research: Shamanhood and Its Art, Warsaw, 5–9 October 2011. (2011). 96 p. Warsaw.
Romanova, E. (1993). Ojunnara [Oyunnara]. In Ojunn: sbornik po yakutskomu shamanizmu (pp. 7–9). Yakutsk, Yakutskij institut yazy′ka, literatury′ i istorii. (In Yakut).
Romanova, E. (1994). Yakutskij prazdnik Y′sy′ah: istoki i predstavleniya [Yakut Festival Ysyakh]. 159 p. Novosibirsk, Nauka.
Rozwadowski, A. (2014). In Search of Shamanic Themes in Eastern Siberian Rock Art (Yakutis/ Sakha Republic), Shaman, Vol. 22, No. 1–2, pp. 96–118.
Suzdalov-Sappalaj, I. A. (1993). Ajj Ojuuna [Ayii Oyuuna]. In Ojunn: sbornik po yakutskomu shamanizmu (pр. 47–50). Yakutsk, Yakutskij institut yazy′ka, literatury′ i istorii. (In Yakut).
Yamada, Takako. (1993). Spirit Possession and Shamanism among the Ladakhi in Western Tibet. In Mihály, H. & Howard, K. (Eds.). Shamans and Cultures (pp. 214–222). Budapest, Akadémiai Kiadó.
Yamada, Takako. (1994a). アイヌの世界観-「ことば」から読む自然と宇宙 [The World-View of the Ainu]. 278 p. Tokyo, Koudansha. (In Japanese).
Yamada, Takako. (1994b). Animals as the Intersection of Religion with Ecology: An Ainu Example. In Irimoto, T. & Yamada T. (Eds.). Circumpolar Religion and Ecology: An Anthropology of the North (pp. 68–108). Tokyo, University of Tokyo Press.
Yamada, Takako. (1997). The Concept of Universe and Spiritual Beings Among Contemporary Yakut Shamans: The Revitalization of Animistic Belief and Shamanic Tradition. In Circumpolar Animism and Shamanism (pp. 207–228). Hokkaido, Hokkaido University Press.
Zola, L. (2012). The Revival of Shamanism, Shamans, and Contemporary Art: The Case of the Sakha Republic (Yakutia), Shaman, Vol. 20, No. 1–2, pp. 157–174.

Загрузки

Как цитировать

Yamada, T. (2015). «Источник добрых сил находится на востоке …»: представления шаманов современной Якутии (Саха) о Вселенной, божествах и духах. Quaestio Rossica, (2), 224 – 248. https://doi.org/10.15826/qr.2015.2.105

Выпуск

Раздел

Vox redactoris