Единоверие и официальное православие: неудавшийся опыт объединения в практике публичных церемоний (1900‒1913)

Авторы

  • James White

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2015.2.104

Аннотация

В статье рассматривается, каким образом Русская православная церковь использовала церемонии 1900‒1913 гг., чтобы продемонстрировать единство с единоверием (к тому времени столетним движением, ориентированным на единение обращенных старообрядцев с официальным православием). Единоверие было компромиссным движением, которое позволяло обращенным староверам сохранять свои обряды в обмен на лояльность к православной иерархии. Церемонии начала XX в. представляли собой действа, целью которых было убедить единоверцев, что они являются полноценной частью православной церкви, уменьшить напряженность взаимоотношений и критику с их стороны, а также укрепить власть церкви. В то же время старообрядцы, светские журналисты и единоверческие «сепаратисты» пытались использовать церемонии в своих целях. Однако альтернативное видение автономного и неприкосновенного единоверия, предлагавшееся «сепаратистами», вело к распрям во время церемоний и подрывало пафос единства. В результате церемонии не выполнили свою задачу, и единоверческий «сепаратизм» оставался в силе по меньшей мере до 1918 г. Рассматриваемые в статье церемонии включали празднование столетнего юбилея единоверия в 1900 г. в нескольких городах, открытие единоверческих съездов в 1905‒1912 гг., канонизацию Анны Кашинской в 1909 г. и визит Антиохийского патриарха в Россию в 1913 г. Источниковедческой основой послужили: описание церемоний, опубликованные как единоверцами, так и православными; старообрядческие и светские журналы оппозиционного характера, а также архивные материалы. В статье проводится семиотический анализ церемоний с целью демонстрации их эксплицитного и имплицитного обращений. Церемонии рассматриваются как «сцены», на которых через общественные ритуалы утверждалась власть церкви. Церемонии в то же время предоставляли возможность соперничавшим группам противостоять этой демонстрации власти, бросать вызов легитимности Святейшего синода и использовать описанные события в собственных идеологических целях. В статье используются современные концепции изучения ритуалов с целью дополнить историографию проблемы и взглянуть в другом контексте на возможности достижения религиозного компромисса в начале XX в.

Биография автора

James White

Dr., Independent scholar

Библиографические ссылки

Belikov, V. (1895). Deyatel′nost′ Moskovskogo mitropolita Filareta po otnosheniyu k raskolu [The Activity of Metropolitan Philaret in Relation to the Schism]. Kazan.
Bell, C. (1992). Ritual Theory, Ritual Practice. New York & Oxford, Oxford University Press.
Bloch, M. (1987). The Ritual of the Royal Bath in Madagascar. In D. Cannadine & S. Price (Eds.). Rituals of Royalty: Power and Ceremonial in Traditional Societies(pp. 271–297). Cambridge, Cambridge University Press.
Freeze, G. L. (1983). Parish Clergy in 19th Century Russia. Princeton, Princeton University Press.
Freeze, G. L. (1996). Subversive Piety: Religion and the Political Crisis in Late Imperial Russia, Journal of Modern History, 68, pp. 308–350.
Greene, R. H. (2010). Bodies Like Bright Stars: Saints and Relics in Orthodox Russia. DeKalb: Northern Illinois University Press.
I. A. (1867). Obozrenie Vyatskoj eparhii [The Review of Vyatsk Diocese], Vyatskie eparhial′ny′e vedomosti, 18, pp. 543–570.
Yunovidov, V. (1887). Kratkij ocherk sostoyaniya raskola i edinoveriya v Altajskoj, Anujskoj, Aleskoj, Shimanaevskoj, Vladimirskoj i Bobrovskoj volostiah Bijskogo okruga [An Overview of the Schism and Common Faith in Altay, Anuysk, Alesk, Shanamayevsk, Vladimir and Bobrovsk Volosts of Biysk District], Tomskie eparkial′nye vedomosti, 1, pp. 1–15; 3, pp. 1–11.
Karant-Nunn, S. (1997). The Reformation of Ritual: An Interpretation of Early Modern Germany. London & New York, Routledge.
Kaurkin, R. V. & Pavolva, O. A. (2011). Edinoverie v Rossii. Ot zarozhdeniia idei do nachala XX veka [Common Faith in Russia. From the Emergence of the Idea to the Early 20th Century]. Saint Petersburg.
Kem i kak polozheno nachalo edinoveriyu v Russkoj cerkvi [Who and How Introduced Common Faith in the Russian Church] (1891), Bratskoe slovo, 2, pp. 108–138.
Kraveczkij, A. (2004). K istorii snyatiya klyatv na donikonovskie obryady′ [On the History of Oath Nullification on Rites before Nikon], Bogoslovskie trudy′, 39, pp. 296–344.
Loginovskih, F. (1900). Stoletie edinoveriya v g. Permi [The Centenary of Common Faith in the City of Perm’], Permskie eparkhial′ny′e vedomosti, 23, pp. 453–457.
Majorov, R. A. (2008). Edinoverie i lider ego soedinencheskogo napravleniya vtoroj poloviny′ veka svyashhennik Ioann Verhovskij [Common Faith and the Leader of Its Unifying Branch of the 2nd Half of the 19th Century Priest John Verkhovsky]. (PhD thesis). Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvenny′j universitet.
Miller, D. B. (2010). Saint Sergius of Radonezh, His Trinity Monastery, and the Formation of the Russian Identity. DeKalb, Northern Illinois University Press.
N. (1912). O smy′sle edinoveriya (po povodu edinovercheskogo s′′ezda) [On the Meaning of Common Faith (On the Yedinovertsy Congress)], Cerkov′, 4, pp. 90–92.
Nikol′skij, S. (1900). Edinoverie, stupen′ k pravoslaviyu [Common Faith – A Step to Orthodox Christianity]. Stavropol.
Nikol′skij, A. (1904). Shestidesyatiletie (1843–1903) Pokrovskoj edinovercheskoj cerkvi v Holmsko-Varshavskoj eparhii [60th Anniversary (1843–1903) of Pokrovsky Common Faith Church in Kholmsk-Warsaw Diocese]. Warsaw.
O. (1908). Dvizhenie sredi edinovercev (k Vyatskomu s′′ezdu) [A Movement among Common Believers (on the Vyatsk Congress)], Cerkov′, 23, pp. 821–822.
Palkin, A. Edinoverie v konce 1820-h – 1850-e gg.: mehanizmy′ gosudarstvennogo prinuzhdeniya i protivostoyanie staroverov [Common faith in the late 1820s–1850s: mechanisms of state oppression and Old Believers’ opposition], Quaestio Rossica, 2014, no. 3, pp. 86–106.
Pervy′j Vserossiiskij s′′ezd pravoslavny′h staroobriadcev (edinovercev) [1st All-Russian Congress of Orthodox Christian Old Believers (Yedinovertsy)] (1912). Saint Petersburg.
Rossijskij Gosudarstvenny′j Istoricheskij Arkhiv [Russian State Historical Archive]. F. 796.
Ryabuhin, I. (1907). Pravoslavno-staroobryadcheskij (edinovercheskij) s′′ezd v g. Kurske [Orthodox Christian Old Believer (Yedinovertsy) Congress in the City of Kursk], Pravda pravoslaviya, 1, pp. 10–14.
Shalaev. (1909). Edinovercy′ i novy′e sviaty′e [Yedinovertsy and New Saints], Cerkov′, 8, pp. 288–289.
Shalaev. (1912b). Resul′taty′ edinovercheskogo s′′ezda [Results of the Common Faith Congress], Cerkov′, 6, pp. 140–141.
Shleev, S. (1901). Edinoverie i ego stoletnee organizovannoe sushhestvovanie v Russkoj cerkvi [Common Faith and Its 100-Year Organized Existence in the Russian Church]. Saint Petersburg.
Shleev, S. (1913). Sluzhenie Antiokhijskogo patriarha Grigoriya IV-go v edinovercheskoj, chto na nikolaevskoj ul. g. Spb., cervki i znachenie ego [The Service of Gregory IV, Patriarch of Antioch in the Common Faith Church in Nikolayevskaya Str., Saint Petersburg, and His Role], Pribavleniya k cerkovny′m vedomostyam, 11, pp. 501–502.
Shleev, S. (2004). Edinoverie v svoem vnutrennem razvitii [Common Faith in Its Inner Development]. Moscow., V. M. (1901). Yubilejnoe torzhestvo pravoslavnogo staroobrjadchestva (edinoveriya) (27 oktyabrya 1900) [Anniversary Celebration of Orthodox Christian Old Believers (Common Faith) (27 October, 1900)]. Saint Petersburg.
Skvorczov, V. M. (1912). Pervy′j Vserossijskij edinovercheskij s′′ezd [1st All-Russian Yedinovertsy Congress]. Saint Petersburg.
Smirnov, S. K. (1869). Spaso-Vifanskij monasty′r′ [Spaso-Vifansky Monastery]. Moscow.
Sredi edinovercev [Among Yedinovertsy] (1910), Cerkov′, 6, pp. 181–182.
Strickland, J. (2013). The Making of Holy Russia: The Orthodox Church and Russian Nationalism Before the Revolution. New York, Holy Trinity Publications.
Subbotin, N. I. (1901a). O edinoverii (po povodu ego stoletnego yubileya) [On Common Faith (for Its Centenary)]. Moscow.
Subbotin, N. I. (1901b). Pervy′e dvenadczat′ let sluzheniya cerkvi bor′boj s raskolom [The First Twelve Years of Serving the Church by Fighting the Schism]. Moscow.
Trudy′ Moskovskogo edinovercheskogo s′′ezda [Works of the Moscow Common Faith Congress] (1910). Moscow.
V. (1870). Ispoved′ staroobryadcza Rogozhskogo kladbishha [A Confession of an Old Believer of the Rogozhskoye Cemetery], Moskovskie eparhial′ny′e vedomosti, 1, pp. 2–4.
Vtoroj Vserossijskij s′′ezd pravoslavny′h staroobriadcev (edinovercev) v N. Novgorode 23–28 iyulya 1917 goda [2nd All-Russian Congress of Orthodox Christian Old Believers (Yedinovertsy) in N. Novgorod (23–28 July, 1917)] (1917). Petrograd.
Vyatskij edinovercheskij s′′ezd (10–17 iyunya 1908 g.) i ego postanovleniya [Vyatsky Congress of Yedinovertsy (10–17 July, 1908) and Its Resolutions] (1908), Vyatskie eparhial′ny′e vedomosti, 42, pp. 1089–1097.
White, J. M. (2014) A Bridge to the Schism. Edinoverie, Russian Orthodoxy and the Ritual Formation of Confessions, 1800–1918. PhD dissertation, European University Institute.
Wortman, R. (1995). Scenarios of Power: Myth and Ceremony in Russian Monarchy (in 2 vols.). Princeton, Princeton University Press.

Загрузки

Как цитировать

White, J. (2015). Единоверие и официальное православие: неудавшийся опыт объединения в практике публичных церемоний (1900‒1913). Quaestio Rossica, (2), 201–223. https://doi.org/10.15826/qr.2015.2.104

Выпуск

Раздел

Vox redactoris