Стихия огня в русском поэтическом авангарде (Вели мир Хлебников и Даниил Хармс)

Авторы

  • Igor Vasiliev Ural Federal University, Yekaterinburg

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2015.2.097

Аннотация

В статье рассматривается стихия огня, отраженная в мотивно-образной структуре поэтических произведений В. Хлебникова и Д. Хармса – представителей русского авангарда. Показано, что огонь для них как стихия обладает многоплановостью и амбивалентностью: он может быть внешним и внутренним, обусловлен физическими, материальными процессами и связан с идеальными, духовными сторонами жизни человека, он способен созидать, но может и разрушать, он может быть и предметом, и средством изображения. Главный вывод: огонь – это универсалия, позволяющая в силу разнообразия своего проявления создавать значимые символические проекции для творческого самовыражения поэтов.

Биография автора

Igor Vasiliev, Ural Federal University, Yekaterinburg

Professor

Библиографические ссылки

Andreeva, V. (Comp.). (1999). E′nciklopediya simvolov, znakov, e′mblem [An Encyclopaedia of Symbols, Signs and Emblems]. Moscow, Lokid.
Bagriczkij, E′. (1984). Stihotvoreniya i poe′my′ [Poems and Epics]. Moscow, Pravda.
Bashlyar, G. (1993). Psihoanalizognya [The Psychoanalysis of Fire]. Moscow.
Dhooge, V. (2009). Priem yazy′kovoj deformacii. Platonov, Harms, Hlebnikov [The Method of Linguistic Deformation. Platonov. Kharms. Khlebnikov.] In Wiener Slawistischer Almanach, 63, pp. 283–325.
Duganov, R. V. (1990). Velimir Hlebnikov. Priroda tvorchestva [Velimir Khlebnikov. The Nature of Creative Work]. Moscow, Sovetskij pisatel′.
Haninova, R. M. (2005). «Spichki sud′by′» Velimira Hlebnikova: poe′tika plameni [The Matches of Destiny of Velimir Khlebnikov: The Poetics of Flame]. In Aziya v Evrope: vzaimodejstvie civilizacij: Nauchnaya konferenciya «Yazy′k, kul′tura, e′tnos v globalizirovannom mire: na sty′ke civilizacij i vremen» (in 2 parts). (Part 1, pp. 186–192). E′lista, Izdatel′stvo KalmGU. Available at: http://refdb.ru/look/2640263.html.
Harms, D. (1991). Gorlo bredit britvoyu: Sluchai, rasskazy′, dnevnikovy′e zapisi [Occasions, Stories, Diary Notes]. In Glagol, 4, pp. 84–85.
Harms, D. (2001). Neizdanny′j D. Harms: Polnoe sobranie sochinenij. Traktaty′ i stat′i.
Pis′ma. Dopolneniya: ne voshedshee [Complete Works. Treatises and Articles. Letters. Addenda.Outtakes]. (Vol. 4). Saint Petersburg, Akademicheskij proekt.
Harms, D. (1997). Polnoe sobranie sochinenij [Complete Works] (in 3 vols., 6 books). Saint Petersburg, Akademicheskij proekt.
Hlebnikov, V. (1987). Tvoreniya [Creations]. Moscow, Sovetskij pisatel′.
Gor′kij, M. (1974). Samovar [Samovar]. In Gor′kij, M. Polnoe sobranie sochinenij (in 25 vols.). (Vol. 24). Moscow, Nauka.
Grigor′ev, V. P. (1986). Slovotvorchestvo i smezhny′e problemy′ yazy′ka poe′ta [Word Coinage and Related Issues of a Poet’s Language] (pp. 165–254). Moscow, Nauka.
Kobrinskij, A. (2000). Nasledniki Velimira (K probleme «Obe′riuty′ i Hlebnikov») [On the Problem of OBERIU Members and Khlebnikov]. In Kobrinskij, A. Poe′tika «OBE′RIU» v kontekste russkogo literaturnogo avangarda (in 2 vols.). (Vol. 1, pp. 97–188). Moscow.
Lekmanov, O. (1997). «Molodoj chelovek (gospodin), udivivshij storozha» (Zametki k teme «Harms i Hlebnikov») [A Young Man (Gentleman) That Surprised the Guard (Notes on the Topic Kharms and Khlebnikov)], Daugava, 1, pp. 116–117.
Lipavskij, L. S. (2010). Razgovory′ [Talks]. In Vvedenskij, A. I. Vse (pp. 582–652). Moscow, OGI.
Mashinskij, A. G. (2005). Chinari-obe′riuty′ [The Chinari-OBERIU]. Literatura, 16 (640), available at: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200501609.
Panova, L. G. (2010). Nauka ob avangarde: mezhdu solidarny′m i nesolidarny′m chteniem [The Study of the Avant-Garde: Between Shared and Non-Shared Reading]. In Petrova, Z. Yu., Fateeva, N. A. & Shestakova, L. L. (Comps.) Poe′tika i e′stetika slova: Sbornik nauchny′h statej pamyati Viktora Petrovicha Grigor′eva (pp. 119–133). Moscow, URSS.
Petrichenko, O. A. (2012). Osobennosti pereosmy′sleniya obrazov pervoe′lementov By′tiya v rechi N. Gumileva i V. Hlebnikova [The Reconsideration Peculiarities of the Basic Elements Images of Being and Speech of N. Gumilyov and V. Khlebnikov]. In Slov′yans’kij zbіrnik (Iss. 17, part 2, pp. 441–446).
Petrichenko, O. A. (2002). Osobennosti poe′tiki Velimira Hlebnikova skvoz′ prizmu obrazov pervoe′lementov By′tiya [The Peculiarities of Velimir Khlebnikov’s Poetics through the Prism of Elements of Being]. Mova: Naukovo-teoretichnijchasopis z movoznavstva, 7, pp. 174–178.
Pushkin, A. S. (1997). Polnoe sobranie sochinenij [Complete Works]. (1–10 vols.). (Vol. 4). Leningrad, Nauka.
Sadovskij, B. (2010). Morozny′e uzory′: Stihotvoreniya i pis′ma [Frosty Pictures: Poems and Letters]. Moscow, Vodolej.
Shifrin, B. (2006). Poe′tika strannogo v russkom modernizme: ot Harmsa k Hlebnikovu [The Poetics of the Queer in Russian Modernism: From Kharms to Khlebnikov]. In Hudozhestvenny′j tekst kak dinamicheskaya sistema: Materialy′ mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (pp. 579–586). Moscow.
Ustyuzhanina, A. K. (2013). Segmentnaya mnogourovnevaya struktura drevnegermanskogo koncepta «ogon′» [Segment Multilevel Structure of the Ancient German Concept ‘Fire’]. In Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta (Iss. 10 (138), pp. 58–62). Tomsk.
Vvedenskij, A. I. (2010). Vse [Everyone]. Moscow, OGI.
Vyazemskij, P. A. (1978). Stihotvoreniya [Poems]. Moscow, Sovetskaya Rossiya.
Yampol′skij, M. (1998). Bespamyatstvo kak istok (Chitaya Harmsa) [Frenzy as a Start: Reading Kharms]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie.
Zaboloczkij, N. A. (1983). Sobranie sochinenij [A Collection of Works] (in 3 vols.). (Vol. 1). Moscow, Hudozhestvennaya literatura.
Zhakkar, Zh.-F. (1995). Daniil Harms i konecz russkogo avangarda [Daniil Kharms and the End of the Russian Avant-Garde]. Saint Petersburg, Akademicheskij proekt.

Загрузки

Как цитировать

Vasiliev, I. (2015). Стихия огня в русском поэтическом авангарде (Вели мир Хлебников и Даниил Хармс). Quaestio Rossica, (2), 85–105. https://doi.org/10.15826/qr.2015.2.097

Выпуск

Раздел

Vox redactoris