Метаморфозы еврейской мистики в «Белой гвардии» Михаила Булгакова

Авторы

  • Rina Lapidus

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2015.1.088

Аннотация

Анализируются элементы еврейской мистики, к которым обращается Михаил Булгаков в романе «Белая гвардия». Ставится задача проследить источники мотивов, служащих для создания мифологического антуража в романе. Автором выявлено многократное использование элементов еврейской мистики в обрисовке образов. Михаил Шполянский, является собирательным образом «нечистой» силы и одновременно несет в себе семантику Мессии. По еврейским представлениям, Мессия должен страдать от отвратительных, открытых, гноящихся ран. Пациент Шполянский также страдает отталкивающей болезнью, но его недуги скрыты от людей, в отличие недугов еврейского Мессии. Отвращение, вызываемое ранами Мессии, предназначено для испытания степени человеколюбия и милосерди людей, во имя которых он должен сойти в этот мир. Если еврей сумеет преодолеть свое отвращение к ранам Мессии и поможет ему, проявив великодушие и сострадание, – тогда Бог излечит мнимые недуги Мессии и пошлет его к людям, где он установит Свое царство и освободит мир от всеобщего страдания. Автор ставит проблему, насколько осознанно обращался писатель к еврейским источникам, трактующим болезни Мессии и показывающим их в излишне натурализированном описании? Выявляется отход Булгакова от традиционной еврейской трактовки Аваддона, используемого писателем для обозначения Антихриста, который символизирует Демона Тьмы и Разрушения. Элементы из древнееврейских источников, которые широко использует Булгаков при описании потустороннего, мистического и демонического, фигурируют в несвойственном еврейскому оригиналу значении, что, вероятно, обусловлено тем, что Булгаков использовал сведения о еврейской мифологии, почерпнутые из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. Но в этом издании еврейская мифология представлена в не соответствующих оригиналу характеристиках. Однако эти неточности не умаляют того факта, что Булгакову удалось создать в романе атмосферу, пропитанную древними еврейскими мистическими представлениями, и убедить в этом читателя.

Библиографические ссылки

[Anonymous = Jennings, H.]. (2014). Ophiolatreia, or Serpent Worship: The Rites and Mysteries connected with the Origin, Rise and Development of Serpent Worship. Albany & New York: Jason Colavito.com.
Babylonian Talmud (in 20 vols.). (1880–1886). Vilno: Romm Publishing House.
Bulgakov, M. A. (2014). Master i Margarita. Belaya Gvardya [The Master and Margarita. The White Guard] (p. 21–304). Moscow: Eksmo.
Cherkashina, M. V. Gospodin is kluba «Prakh» [A gentleman from the Club “Ash”]. Retrieved from: http://www.rg.ru/bulgakov/5.htm.
Cirlot, J. E. (1971). Dictionary of Symbols. London & New York: Routledge.
Curtis, J. A. E. (1991). Manuscripts Don’t Burn: Mikhail Bulgakov – A Life in Letters and Diaries. New York: Bloomsbury.
Deane, J. B. (1833). The Worship of the Serpent Traced throughout the World. London: Rivington.
Devereux, G. (1976). Dreams in Greek Tragedy: An Ethno-Psycho-Analytical Study. Berkely & Los Angeles: University of California Press.
Domil′, V. (2009). Professor s bol′shoj dorogi [A highway professor], Zarubezhnye
Zadvorki, 12 (1). Retrieved from: http://za-za.net/old-index.php?menu=authors&&country=isr&&author=domil&&werk=007.
Forsyth, N. (1987). The Old Enemy: Satan and the Combat Myth. Princeton: Princeton U. P.
Gimbutas, M. (2007). The Goddesses and Gods of Old Europe: Myths and Cult Images. Berkeley & Los Angeles: University of California Press.
Haber, E. C. (1985). The Lamp with the Green Shade: Mikhail Bulgakov and his Father, Russian Review, 44, 333–350.
Jewish Bible. (1989). Jerusalem: Rabbi Kook Institute.
Krugovoy, G. (1991). The Gnostic Novel of Mikhail Bulgakov: Sources and Exegesis.
Lanham & New York: U.P. of America. Mikraot Gedolot: Proverbs of Solomon (2012). Tel-Aviv: Keter Publishing House.
Shinan, A. (Ed.). (1984). Midrash Shemoth Rabba. Tel-Aviv: Devir.
Teodor, Y. & Albek, Ch. (Eds.). (1936). Midrash Bereshit Rabba (in 3 vols.). Jerusalem: Bialik Institute.
Williams, G. (1990). Some Difficulties in the Interpretation of Bulgakov’s The Master and Margarita and the Advantages of a Manichaean Approach, with Some Notes on Tolstoi’s Influence on the Novel, Slavonic and East European Review, 68, 2 (April), 234–256.

Загрузки

Как цитировать

Lapidus, R. (2015). Метаморфозы еврейской мистики в «Белой гвардии» Михаила Булгакова. Quaestio Rossica, (1), 213–222. https://doi.org/10.15826/qr.2015.1.088

Выпуск

Раздел

Vox redactoris