With the Truth or with Christ? Lars von Trier’s Dialogue with Fyodor Dostoyevsky

Авторы

  • Olga Turysheva

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2015.1.087

Аннотация

Статья посвящена центральным кинематографическим циклам современного датского режиссера и сценариста Ларса фон Триера («Golden Heart Trilogy», «USA», «Depression Trilogy»). Обосновывается тезис об особом характере ориентированности датского художника на творчество Ф. М. Достоевского. Если ранняя трилогия «Золотое сердце» в изображении христоподобного человека очевидно опирается на философские решения русского писателя, то начиная с трилогии «USA» фон Триер явно отвергает те смыслы, которые Достоевским были выстроены в опоре на веру в Христа. Рассматривая процесс становления данной мировоззренческой позиции в творчестве датского режиссера, автор статьи выдвигает гипотезу о том, что в своих последних произведениях фон Триер воспроизводит тот тип сознания, который был предметом размышлений русского писателя и получил свое первостепенное художественное воплощение в образе Ивана Карамазова.

Библиографические ссылки

B′orkman, S. (Yu. Kolesova, Transl.) (2008). Lars fon Trier. Interv'yu [Lars von Trier. Interview]. Saint Petersburg: Azbuka-klassika.
Badley, L. (2001). Lars von Trier. University of Illinois Press.
Dolin, A. (2009). Vsyudu – bol': Interv'yu s L. fon Trierom [Pain is Everywhere: Interview with L. von Trier]. Retrieved from: http://expert.ru/expert/2009/22/vsyudu_bol/.
Dolin, A. (2011). «Lezhu v grobu…»: Interv'yu s Larsom fon Trierom [“Lying in a
Coffin…”: Interview with Lars von Trier]. Retrieved from: http://www.gazeta.ru/culture/2011/06/29/a_3679141.shtml.
Dolin, A. (2014). «Nimfomanka»: posleslovie [“Nymphomniac”: an afterword]. Retrieved from: http://vozduh.afisha.ru/cinema/nimfomanka-posleslovie/.
Dolin, A. (2015). Lars fon Trier: Kontrol'ny'e raboty'. [Lars von Trier. Tests]. (2nd ed.). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.
Dostoevskij, F. M. (1985). Polnoe sobranie sochinenij [Complete works]. (Vols. 1–30). (Vol. 28, book 1: Letters, 1832–1859). Leningrad: Nauka.
Kasatkina, T. A. «Zapiski iz podpol'ya» v kontekste chernovy'h zapisej Dostoevskogo 1864 goda: Seminar dlya uchitelej v Staroj Russe [“Notes from the Underground” in the context of Dostoevsky's drafts of 1864. Workshop for the Teachers in Stara Russa]. [Audio file]. Retrieved from: http://www.youtube.com/watch?v=t1CkcpgSqFo.
Lumholdt, J. (2003). Lars von Trier: Interviews. University Press of Mississippi.
Saraskina, L. I. (2008). «Ya ditya neveriya i somneniya…»: F. M. Dostoevskij i simvol very′ v russkoj literature XIX veka [“I am a child of unbelief and doubt…”: F. M. Dostoevsky and the creed of faith in the Russian literature of the 19th century]. Rakursy', 7, 330–355. Moscow: LENAND, Gosudarstvenny'j institut iskusstvoznaniya.
Tiefenbach, G. (2010). Drama und Regie. Lars von Triers Breaking the Waves, Dancer in the Dark, Dogville. Wurzburg : Konigshausen & Neumann.
Torsen, N. (Ya. Palehova, Transl.). (2013). Melanholiya geniya. Lars fon Trier. Zhizn', fil'my', fobii [Melancholy of the genius. Lars von Trier. Life, films, and phobias]. Moscow: Ripol-klassik.

Загрузки

Как цитировать

Turysheva, O. (2015). With the Truth or with Christ? Lars von Trier’s Dialogue with Fyodor Dostoyevsky. Quaestio Rossica, (1), 203–212. https://doi.org/10.15826/qr.2015.1.087

Выпуск

Раздел

Vox redactoris