Переходные эпохи, власть и дидактика исторического знания: культурно-семиотическое прочтение

Авторы

  • Dmitry Redin

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2013.1.005

Ключевые слова:

власть; легитимация; историко- семиотический метод (подход); дуальные модели; переходные эпохи; идеология; дидактика исторического знания; школьный учебник истории

Аннотация

Исследуется взаимосвязь между историей как учебной дисциплиной и процессом легитимации власти в России в переходные исторические эпохи. Используя методы и подходы культурно-семиотического анализа, в частности модель дуальных систем, разработанную в рамках московско-тартуской школы семиотики, автор доказывает, что дидактический и идеологический потенциалы истории начинают активно и осознанно использоваться властью с эпохи Петра Великого, когда под влиянием культурного сдвига начинает формироваться «светская религия государственности». Учитывая, что с точки зрения семиотики культуры любые переходные эпохи поддаются корректному сопоставлению и прочтению, автор статьи анализирует современный интерес власти к созданию единого школьного учебника по отечественной истории и высказывает свое мнение о том, что этот интерес, обусловленный типологической ситуацией культурно-исторического перехода, есть одно из проявлений очередного стремления власти к общественной легитимации с помощью истории.

Библиографические ссылки

Живов В. М., Успенский Б. А. Царь и Бог. Семиотические аспекты сакрализациимонарха в России // Успенский Б. А. Избр. тр. : в 4 т. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М., 1994. [Zhivov V. M., Uspenskij B. A. TSar’ i Bog. Semioticheskie aspekty sakralizatsii monarkha v Rossii // Uspenskij B. A. Izbr. tr. : v 4 t. T. 1. Semiotika istorii. Semiotika kul’tury. M., 1994.]

Мандельштам О. Собрание сочинений : в 3 т. Т. 2. N. Y., 1971. [Mandel’shtam O. Sobranie sochinenij : v 3 t. T. 2. N. Y., 1971.]

Лотман Ю. М. Очерки по истории русской культуры XVII – начала XIX века // Из истории русской культуры. Т. 4 : XVIII – начало XIX века. 2-е изд., М. 2000. [Lotman Yu. M. Ocherki po istorii russkoj kul‘tury XVII – nachala XIX veka // Iz istorii russkoj kul‘tury. T. 4 : XVIII – nachalo XIX veka. 2-e izd. M., 2000.]

Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры (до конца XVIII века) // Успенский Б. А. Избр. тр. Т. 1 : Семиотика истории.

Семиотика культуры. М., 1994. [Lotman Yu. M., Uspenskij B. A. Rol‘ dual‘nykh modelej v dinamike russkoj kul‘tury (do kontsa XVIII veka) // Uspenskij B. A. Izbr. tr. T. 1 : Semiotika istorii. Semiotika kul’tury. M., 1994.]

Редин Д. А. Место законодательства в формировании образа власти в России // Конституционализм в России: теория, история, современность : материалы науч.-практ. конф. Екатеринбург, 1996. [Redin D. A. Mesto zakonodatel‘stva v formirovanii obraza vlasti v Rossii // Konstitutsionalizm v Rossii: teoriya, istoriya, sovremennost‘ : materialy nauch.-prakt. konf. Ekaterinburg, 1996.]

Загрузки

Как цитировать

Redin, D. (2014). Переходные эпохи, власть и дидактика исторического знания: культурно-семиотическое прочтение. Quaestio Rossica, (1), 43–51. https://doi.org/10.15826/qr.2013.1.005

Выпуск

Раздел

Problema voluminis