Языковая игра в эргономинациях: провокативность и эмоционально-коммуникативная рецепция

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.787

Ключевые слова:

языковая игра, игровой эргонимикон, эмоциональная оценка, коммуникативные барьеры

Аннотация

Проблемное поле статьи определяется рассмотрением механизмов моделирования и считывания кодов языковой игры в аспекте их эмоционально-оценочного (в том числе негативного) воздействия на сознание личности. Материалом анализа является выборка игровых эргономинаций г. Екатеринбурга, представленная объектами самого разного назначения. В качестве теоретического постулата принимается положение о сложной поликодовой (многомодальной) природе человеческих эмоций, что определяет необходимость комплексного (собственно лингвистического, психологического и психолингвистического) подхода к анализу дискурсивных практик речевой деятельности. В фокусе внимания находится феномен языковой игры, понимаемый как особая форма лингвокреативного мышления, основанного на ассоциативных механизмах ломки и переключения стереотипов восприятия, порождения, употребления вербальных знаков. Декодирование интенции номинатора – адресанта игремы – предполагает опознание реципиентом лежащего в ее основе прототипа и приема его трансформации. С этой точки зрения дешифровка игровых эргонимов предстает как рефлексивный акт, в котором проявляются эмоционально-оценочные проекции их восприятия. В свете лингвистической техники различаются эргонимические лингвокреатемы, акцентирующие в названии эмоционально-оценочный заряд соответствующих узуальных мотиваторов, и собственно игровые эргонимы, эффект которых связан с использованием конструктивных принципов ассоциативной провокации, ассоциативного отождествления, ассоциативной выводимости и ассоциативного наложения. Эргонимические игремы и лингвокреатемы, соответственно, рассматриваются в свете прагматических установок и эмоционально-оценочных векторов влияния на сознание разных групп городского социума. Предметом специального анализа становится эмоционально-оценочный негатив как запланированная или не запланированная номинатором реакция на игровой эргоним или эргонимическую лингвокреатему. Примерами первого типа являются провокативные эргонимы, намеренно вызывающие эффект эмоционального шока (при первичном восприятии); второй тип игровых эргонимов и лингвокреатем не предполагает негативной реакции адресата, однако их восприятие наталкивается на коммуникативные барьеры – собственно языковые, социальные, ролевые, психологические, мировоззренческие, эстетические и т. п. Для верификации удачности/неудачности, креативности/некреативности, положительной или негативной оценки соответствующих номинаций к анализу привлекаются данные психолингвистических экспериментов, проведенных путем анкетирования рандомной выборки респондентов из числа городских жителей разного пола и возраста, социального и профессионального статуса. Делается вывод относительно зон эмоционального негатива в игровом эргонимическом континууме и намечается перспектива углубленного экспериментального исследования психологической реальности восприятия номинаций данного рода в опоре на показания обыденного сознания носителей городской культуры.

Биография автора

Tatiana Gridina

доктор филологических наук, заведующий кафедрой общего языкознания и русского языка, Уральский государственный педагогический университет.

620091, Россия, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

ORCID 0000-0003-3993-5164

tatyana_gridina@mail.ru

Библиографические ссылки

Damasio, A. R. (2018). The Strange Order of Things. Life, Feeling and the Making of Cultures. N. Y., Vintage Books. 310 p.

Goryaev, S. (2014). “Chernyi monakh”, “Sleza monashki”: tserkovnaya tematika v nazvaniyakh vin postsovetskogo vremeni [The Black Monk and The Nun’s Tear: Church-Related Wine Names in the Post-Soviet Times]. In Quaestio Rossica. No. 3, pp. 209–226. DOI 10.15826/qr.2014.3.070.

Gridina, T. A. (1996). Yazykovaya igra: stereotip i tvorchestvo [Language Game: Stereotype and Creative Work]. Yekaterinburg, Ural’skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet. 214 p.

Gridina, T. A., Konovalova, N. I. (2022). “Chitaem znaki”: aspekty vospriyatiya igrovogo polikodovogo teksta v prostranstve sovremennogo goroda [“Reading the Signs”: Aspects of the Perception of a Game Polycode Text in the Space of a Modern City]. In Nauchnyi dialog. Vol. 11. No. 8, pp. 166–184. DOI 10.24224/2227-1295-2022-11-8-166-184.

Karaulov, Yu. N. (2022). Russkii yazyk i yazykovaya lichnost’ [Russian Language and Linguistic Persona]. Moscow, URSS. 264 p.

Kostomarov, V. G. (1994). Yazykovoi vkus ehpokhi [Linguistic Taste of the Era]. Moscow, Pedagogika-press. 247 p.

Leont’ev, A. A. (2006). Slovo v rechevoi deyatel’nosti. Nekotorye problemy obshchei teorii rechevoi deyatel’nosti [Word in Speech Activity: Some Issues of the General Theory of Speech Activity]. Moscow, KomKniga. 248 p.

Markelova, T. V., Petrushina, M. V. (2022). Emotsional’noe prostranstvo v grammaticheskom uchenii P. A. Lekanta: smysly i formy [Emotional Space in the Grammatical Teaching of P. A. Lekant: Meanings and Forms]. In Lekantovskie chteniya – 2022. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Moscow, Moskovskii gosudarstvennyi oblastnoi universitet, pp. 28–33.

Mulvenna, C. M. (2013). Synesthesia and Creativity. In Simner, J., Hubbard, E. M. (Eds.). Oxford Handbook of Synesthesia. Oxford, Oxford Univ. Press, pp. 607–630.

Myagkova, E. Yu. (2022). Yazyk – emotsii – soznanie – kul’tura v teorii A. Damasio [Language – Emotions – Consciousness – Culture in the Theory of A. Damasio]. In Voprosy psikholingvistiki. No. 4 (54), pp. 72–85.

Petrenko, V. F. (2010). Osnovy psikhosemantiki [Fundamentals of Psychosemantics]. Moscow, EKSMO. 480 p.

Remchukova, E. N. (2013). Massovyi lingvokreativ: preodolenie standarta [Mass Linguistic Creativity: Overcoming the Standard]. In Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Teoriya yazyka. Semiotika. Semantika. No. 2, pp. 83–89.

Ruzhitskii, I. V., Potemkina, E. V. (2022). Mnemy i memy kak stimul dlya razvitiya lingvokreativnoi kompetentsii inostrannykh uchashchikhsya [Mnemes and Memes as an Incentive for the Development of Linguistic and Creative Competence of Foreign Students]. In Ural’skii filologicheskii vestnik. Seriya: Yazyk. Sistema. Lichnost’. Lingvistika kreativa. No. 2, pp. 564–586.

Sagiv, N. (2005). Synesthesia in Perspective. In Synesthesia: Perspectives from Cognitive Neuroscience. Oxford, Oxford Univ. Press, pp. 3–10.

Shakhovskii, V. I. (2008). Lingvisticheskaya teoriya emotsii [Linguistic Theory of Emotions]. Moscow, Gnozis. 416 p.

Shmeleva, T. V. (2022). Stilistika gorodskogo onomastikona kak factor kreativnosti [Stylistics of the Urban Onomasticon as a Factor of Creativity]. In Gridina, T. A. (Ed.). Lingvistika kreativa – 5. Yekaterinburg, Ural’skii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, pp. 342–362.

Sternin, I. A. (2012). Osnovy rechevogo vozdeistviya [Basics of Speech Influence]. Voronezh, Istoki. 178 p.

Vepreva, I. T. (2019). Sovremennyi ergonimikon: v poiske novykh form vyrazheniya [Modern Ergonymicon: In Search of New Forms of Expression]. In Voprosy onomastiki. Vol. 16. No. 4, pp. 168–179. DOI 10.15826/vopr_onom.2019.16.4.051.

Yakobson, P. M. (1998). Psikhologiya chuvstv i motivatsii [Psychology of Feelings and Motivation] / ed. by E. M. Borisova. Moscow, Institut prakticheskoi psikhologii, NPO “ModehK”. 304 p.

YaSG-2022 – Yazyk sovremennogo goroda. Arkhiv kafedry obshchego yazykoznaniya i russkogo yazyka Ural’skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [The Language of the Modern City. Archive of the Department of General Linguistics and the Russian Language of Ural State Pedagogical University].

Zalevskaya, A. A. (2014). Chto tam – za slovom? Voprosy interfeisnoi teorii znacheniya slova [What’s behind a Word? Questions of the Interface Theory of Word Meaning]. Moscow, Berlin, Direkt-Media. 328 p.

Загрузки

Опубликован

2022-12-28

Как цитировать

Gridina, T. (2022). Языковая игра в эргономинациях: провокативность и эмоционально-коммуникативная рецепция. Quaestio Rossica, 11(1), 243–257. https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.787

Выпуск

Раздел

Problema voluminis