Мистика истории и трансцендентное видение Великой Отечественной войны в литературе
DOI:
https://doi.org/10.15826/qr.2021.2.598Ключевые слова:
литература о войне, архетипы спасения, мистика истории, теодицеяАннотация
Рассмотрена эволюция «мистического дискурса» в литературе о Великой Отечественной войне. Анализируется содержание представлений об участии сверхъестественных начал в отношениях людей и в судьбах народов в разных исторических условиях. Раскрываются геносеологический потенциал и социокультурная миссия иррационального знания, претендующего на универсальную истину. Разнообразие проявлений – от интуиции до метафизических концепций – интегрирует формула «трансцендентное видение». Материал исследования – поэзия К. Симонова, А. Ахматовой, А. Твардовского, Н. Глазкова, Ю. Кузнецова, поэма «Ленинградский апокалипсис» Д. Андреева, рассказы «Сны матери» В. Шукшина, «Бог и солдат» В. Пьецуха, повесть «Живи и помни» В. Распутина, романы «Псалом» Ф. Горенштейна, «Прокляты и убиты» В. Астафьева, «Танкист, или “Белый тигр”» И. Бояшова. Авторская рефлексия трансцендентного реализуется в трех модусах – открытие, визионерство, резонерство. Открытие присутствия мистического начала как реальной и благотворной силы характерно для лирики военного времени. Витальная интуиция актуализирует архетипический ресурс национальной культуры: это родовая память, голос земли, природы, покровительство предков, сакральная сила русского слова. Осознание охранительной миссии любви опирается на глубинную этику народной традиции и соответствует идеям религиозной философии об участии мудрости Божией в человеческих отношениях. Действенность того и другого подтверждают вещие сны и поступки героинь в произведениях В. Шукшина и В. Распутина. В послевоенном переживании катастрофического социального опыта центральной проблемой становится теодицея. Баллады Ю. Кузнецова, визионерская поэма Д. Андреева – версии поэтической гностики, они трактуют войну как эпизод вечного конфликта тьмы и света, противоборства демонов великодержавия, в котором простому человеку отводится роль жертвы, а поэту – миссия вестника, живописца этих сил. Резонерские концепции Ф. Горенштейна и В. Астафьева рассматривают войну как Страшный суд над народами, расплату за грехи богоотпадения. В романе И. Бояшова раскрывается манихейская идея двойственной роли Зла: Тьму может сокрушить только ненависть. Переживая онтологическую силу трансцендентного знания, его суггестию, художник ощущает себя сопричастным мистическому началу.
Библиографические ссылки
Akhmatova, A. (N. d.). Muzhestvo [Courage]. In Kul’tura.rf [website]. URL: https://www.culture.ru/poems/8905/muzhestvo (accessed: 13.10.2020).
Andreev, D. L. (1993). Leningradskii apokalipsis [Leningrad Apocalypse]. In Andreev, D. L. Sobranie sochinenii v 3 t. Moscow, Moskovskii rabochii, Firma Alesya. Vol. 1, pp. 142–175.
Astafyev, V. P. (1997). Proklyaty i ubity [Cursed and Killed]. In Astaf’yev, V. P. Sobranie sochinenii v 15 t. Krasnoyarsk, Ofset. Vol. 10. 768 p.
Babitskaya, V. (2008) “Tankist, ili ‘Belyi tigr’” Il’i Boyashova [Tankman, or ‘White Tiger’ by Iliya Boyashov]. In OpenSpase.ru. Elektronnyi arkhiv [website]. April 22. URL: http://os.colta.ru/literature/events/details/40/ (accessed: 13.10.2020).
Berdyaev, N. (1911). Filosofiya svobody [Philosophy of Freedom]. Moscow, Put’. 281 р.
Bobrova, E. (2017) Prozhil zhizn’, oshchushchaya sebya pobeditelem. O chem rasskazyval pisatel’ “Rossiiskoi gazete” v poslednem interv’yu [I Lived My Life Feeling Like a Winner. What the Writer Told Rossiyskaya Gazeta in His Last Interview]. In Rossiiskaya gazeta [website]. No. 146 (7312). July 5. URL: https://rg.ru/2017/07/05/daniil-granin-tolko-racionalno-obiasnit-nashu-pobedu-nedostatochno.html (accessed: 09.10.2020).
Boyashov, I. (2008). Tankist, ili “Belyi tigr” [Tankman, or “White Tiger”]. St Petersburg, Limbus Press, Izdatel’stvo K. Tublina. 224 р.
Dashevskaya, O. А. (2009). “Leninradskii Apokalipsis” Daniila Andreeva v literature 1940–1950-kh godov [The Leningrad Apocalypse by D. Andreev in the Literature of the 1940s and 1950s]. In Filologicheskii klass. No. 1 (21), pp. 71–77.
Glazkov, N. (N. d.). Vse stikhi Nikolaya Glazkova [All Poems by Nikolay Glazkov]. In 45-ya parallel’: klassicheskaya i sovremennaya russkaya poeziya [website]. URL: https://45parallel.net/nikolay_glazkov/stihi/ (accessed: 13.10.2020).
Gorenstein, F. (1993). Psalom. Detoubiitsa [Psalm. Infanticide]. Moscow, Slovo. 479 p.
Granin, D. (2015). Moi leitenant [My Lieutenant]. Moscow, Amfora. 255 р.
Kuznetsov, Yu. P. (N. d.). Vechnyi sneg [Eternal Snow]. In 45-ya parallel’: klassicheskaya i sovremennaya russkaya poeziya [website]. URL: https://45parallel.net/yuriy_kuznetsov/vechnyy_sneg.html (accessed: 09.10.2020).
“O plamennom khore, kotorogo net na zemle”. Razgovor o tvorchestve Daniila Andreeva [“About the fiery choir that does not exist on earth”. Talk about Daniil Andreev’s Work]. (1996). In Novyi mir. No. 10. In Zhurnal’nyi zal [website]. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/1996/10/o-plamennom-hore-kotorogo-net-na-zemle.html (accessed: 1.10.2020).
P’etsukh, V. (N. d.). Bog i soldat [God and the Soldier]. In LiveJournal [website]. URL: https://zotych7.livejournal.com/1114107.html (accessed: 01.10.2020).
Rasputin, V. G. (2007). Zhivi i pomni [Live and Remember]. In Rasputin, V. G. Sobranie sochinenii v 4 t. Irkutsk, Izdatel’ Sapronov. Vol. 3, pp. 5–257.
Shukshin, V. М. (2009). Sny matery [Mother’s Dreams]. In Shukshin, V. M. Sobranie sochinenii v 8 t. Barnaul, Izdatel’skii dom “Barnaul”. Vol. 7, pр. 30–34.
Simonov, К. (N. d.). Vse stikhi Konstantina Simonova [All Poems by Konstantin Simonov]. In Russkaya poeziya [website]. URL: https://rupoem.ru/simonov/all.aspx (accessed: 08.10.2020).
Tvardovskii, А. Т. (1976). Vasilii Terkin [Vasily Terkin]. Moscow, Nauka. 528 p.
Zolotukhina, О. Yu. (2014). Problema interpretatsii nazvaniya romana V. P. Astaf’eva “Proklyaty i ubity” [The Problem of Interpreting the Title of the Novel by V. P. Astafyev Cursed and Killed]. In Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Yazyk i literatura. Vol. 11. No. 4, pp. 81–88.