Модус смертного сознания в русской классической поэзии XIX в.: генезис и этнокультурная специфика

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.15826/qr.2019.4.428

Ключевые слова:

А. Пушкин; Е. Боратынский; М. Лермонтов; В. Шекспир; А. Шенье; Дж. Г. Байрон; модус сознания; этнопоэтика

Аннотация

Статья посвящена проблеме генезиса мортальной тематики и вопросам формирования модуса смертного сознания в индивидуальной практике русских поэтов Нового времени. В феномене смертного сознания наряду с осмыслением экзистенциальной трагедии человека как смертного существа акцентируются особые формы преодоления трагического состояния. Дается обоснование трех концепций бессмертия, наиболее репрезентативно представленных в творчестве русских поэтов: 1) концепции социального бессмертия, идущей еще от «Памятника» Горация; 2) концепции поэтического бессмертия, опирающейся на мифологический топос Элизиума (зарождается в творчестве Батюшкова и Жуковского); 3) концепции персоналистического (экзистенциального) бессмертия. В отличие от предшествующих двух, последняя концепция более позднего происхождения и носит глубоко личностный и индивидуально-вариативный характер, непосредственно соприкасаясь с модусом смертного сознания. Используя методы современной этнопоэтики, сравнительно-исторического и интертекстуального анализа, автор проводит сопоставление произведений Державина, Жуковского, Пушкина, Боратынского и Лермонтова с иноязычными источниками (Юнг, Грей, Шекспир, Шенье, Байрон), что позволяет выявить спектр преломлений иностранных влияний на русской почве, уточнить характер национальной рецепции исходных текстов-прецедентов в результате воздействия факторов этнокультурного порядка. В качестве важнейших детерминант национальной культуры выступают ситуации сна-смерти и любви к мертвой возлюбленной. Рассматриваемые в аспекте этнокультурной специфики тексты русской поэтической традиции складываются в сверхтекстовые общности наподобие рецептивных циклов. При этом сверхтекстовые образования могут ограничиваться творчеством одного автора, что подтверждается на материале стихотворений Лермонтова «1830. Майя. 16 числа», «Ночь I», «Смерть», «Последнее новоселье», «Любовь мертвеца», «Сон», «Выхожу один я на дорогу». В то же время возможен выход и за границы индивидуального творчества, в сферу интертекстуального диалога поэтов-современников ‒ к элегиям Пушкина «Надеждой сладостной младенчески дыша…», «Безумных лет угасшее веселье…» и стихотворению Боратынского «Из Шенье» («Под бурею судеб, унылый, часто я…») – в их обращении к прецедентным текстам-источникам Шекспира (монолог «Быть или не быть…») и Шенье (Элегия XXXVI).

Биография автора

Oleg Zyryanov

доктор филологических наук, профессор, Уральский федеральный университет.

620002, Россия, Екатеринбург, ул. Мира, 19.

ORCID 0000-0003-3327-8116

o.v.zyrianov@urfu.ru

Библиографические ссылки

Averintsev, S. S. (2005). Britanskoe zerkalo dlya russkogo samosoznaniya, ili eshche raz o “Sel’skom kladbishche” Greya – Zhukovskogo [The British Mirror for Russian Identity, or Once Again about the Elegy Written in a Country Churchyard by Gray ‒ Zhukovsky]. In Averintsev, S. S. Sobranie sochinenii. Svyaz’ vremen. Kiev, Dukh i litera, pp. 260–267.

Baratynsky, E. A (1989). Polnoe sobranie stikhotvorenii [Complete Collection of Poems]. Leningrad, Sovetskii pisatel’. 464 p.

Bestuzhev-Marlinsky, A. (1961). Polnoe sobranie stikhotvorenii [Complete Collection of Poems]. Leningrad, Sovetskii pisatel’. 312 p.

Blagoi, D. D. (1931). Sotsiologiya tvorchestva Pushkina. Etyudy [Sociology of Pushkin’s Work. Studies]. 2nd Ed., add. Moscow, Mir. 320 p.

Blagoi, D. D. (1977). Dusha v zavetnoi lire. Ocherki zhizni i tvorchestva Pushkina [The Soul in the Treasured Lyre. Essays on the Life and Work of Pushkin]. Moscow, Sovetskii pisatel’. 544 p.

Byron, G. G. (1981). Sobranie sochinenii v 4 t. [Collected Works. 4 Vols.]. Moscow, Pravda. Vol. 2. 320 p.

Chetvertnykh, E. A. (2010). Eliziiskii tekst v russkoi poezii XIX–XX vv. [Elysian Text in Russian Poetry of the 19th‑20th Centuries]. Dis. … kand. filol. nauk. Yekaterinburg, S. n. 210 p.

Derzhavin, G. R. (2002). Sochineniya [Works] / ed. by G. N. Ionin. St Petersburg, Akademicheskii proekt. 712 p.

Dostoevsky, F. M. (1972‒1990). Polnoe sobranie sochinenii i pisem v 30 t. [Complete Works and Letters. 30 Vols.]. Leningrad, Nauka. Vol. 14. 511 p. Vol. 27. 463 p.

Frank, S. (1990). Svetlaya pechal’ [Light Sorrow]. In Pushkin v russkoi filosofskoi kritike: Konets XIX – pervaya polovina XX v. Moscow, Kniga, pp. 465‒481.

Frizman, L. G. (1973). Tri elegii [Three Elegies]. In Iskusstvo slova. Sbornik statei k 80-letiyu D. D. Blagogo. Moscow, Nauka, pp. 72–81.

Gershenzon, M. O. (1997). Mudrost’ Pushkina [The Wisdom of Pushkin]. Tomsk, Vodolei. 288 p.

Horace (1993). Sobranie sochinenii [Collected Works]. St Petersburg, Biograficheskii institut „Studia biografika“. 448 p.

Kapnist, V. V. (1973). Izbrannye proizvedeniya [Selected Works]. Leningrad, Sovetskii pisatel’. 616 p

Kibal’nik, S. (1994). Smert’ u A. S. Pushkina kak poeticheskaya i religioznaya tema [Death in A. S. Pushkin’s Works as a Poetic and Religious Theme]. In Khristianstvo i russkaya literatura. St. Petersburg, Nauka, pp. 157–184.

Kotel’nikov, V. A. (1994). “Pokoi” v religiozno-filosofskikh i khudozhestvennykh kontekstakh [“Peace” in Religious, Philosophical, and Artistic Contexts]. In Russkaya literature. No. 1, pp. 3‒41.

Lermontov, M. Yu. (1989). Polnoe sobranie stikhotvorenii v 2 t. [Complete Collection of Poems. 2 Vols.]. Leningrad, Sovetskii рisatel’. Vol. 1. 688 p. Vol. 2. 688 p.

Mazur, N. (2006). “Brozhu li ya vdol’ ulits shumnykh…” i stoicheskaya filosofiya smerti [“Whether I Wander along The Noisy Streets…” and the Stoic Philosophy of Death]. In Stikh, yazyk, poeziya. Pamyati Mikhaila Leonovicha Gasparova. Moscow, Rossiiskii gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet, pp. 343‒372.

Pumpyansky, L. V. (2000). Klassicheskaya traditsiya. Sobranie trudov po istorii russkoi literatury [The Classical Tradition. Collection of Works on the History of Russian Literature]. Moscow, Yazyki russkoi kul’tury. 864 p.

Pushkin, A. S. (1977–1979). Polnoe sobranie sochinenii v 10 t. [Complete Works. 10 Vols.]. 4th Ed. Leningrad, Nauka. Vol. 1. 480 p. Vol. 2. 400 p. Vol. 3. 496 p. Vol. 10. 712 p.

Reizov, B. G. (1986). Pushkin i Andre Shen’e (Elegiya “Bezumnykh let ugasshee vesel’e…”) [Pushkin and André Chénier (Elegy The Gone Joy of Restless Years…)]. In Reizov, B. G. Istoriya i teoriya literatury. Sbornik statei. Leningrad, Nauka, pp. 187–193.

Rozanov, M. N. (1910). Zh.-Zh. Russo i literaturnoe dvizhenie kontsa XVIII i nachala XIX v. Ocherki po istorii russoizma na Zapade i v Rossii [J.-J. Rousseau and the Literary Movement of the Late 18th and Early 19th Centuries. Essays on the History of Rousseau Studies in the West and Russia]. Moscow, Tipografiya Moskovskogo universiteta.Vol. 1. 559 p.

Semyonova, S. G. (2000). Pushkinskaya filosofiya Erosa (v kontekste russkoi mysli kontsa XIX–XX vv.) [Pushkin’s Philosophy of Eros (in the Context of the Russian Thought of the Late 19th – 20th Centuries)]. In Voprosy filosofii, Iss. 1, pp. 33‒55.

Shakespeare, W. (1997). Sobranie sochinenii v 8 t. [Collected Works. 8 Vols.]. Moscow, Interbuk. Vol. 8. “Hamlet” v russkikh perevodakh XIX–XX vekov. 672 p.

Svyatye “O smertnoi pamyati” [Saints “On Mortal Memory”]. In Tsitaty svyatykh [website]. URL: https://svyatye.com/otcy/O-smertnoi-pamiati/2.html (mode of access: 24.05.2019).

Tereshkina, D. B. (2015). “Chet’i-Minei” i russkaya slovesnost’ Novogo vremeni [The Menaion Reader and Modern Russian Literature]. Veliky Novgorod, Izdatel’skopoligraficheskii tsentr Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 332 p.

Tyupa, V. I. (2013). Diskurs / zhanr [Discourse / Genre]. Moscow, Intrada. 211 p.

Zen’kovskii, V. V. (2002). M. Yu. Lermontov [M. Yu. Lermontov]. In M. Yu. Lermontov: pro et contra. St Petersburg, Russkaya khristianskaya gumanitarnaya akademiya, pp. 874‒883.

Zyryanov, O. V. (2003). Evolyutsiya zhanrovogo soznaniya russkoi liriki: fenomenologicheskii aspekt [The Evolution of the Genre Consciousness of Russian Lyrical Poetry: Phenomenological Aspect]. Yekaterinburg, Izdatel’stvo Ural’skogo universiteta. 548 p.

Zyryanov, O. V. (2012). N. S. Smirnov [N. S. Smirnov]. In Blazhes, V. V., Sozina, E. K. (Eds.). Istoriya literatury Urala. Konets XIV – XVIII v. Moscow, Yazyki slavyanskoi kul’tury, pp. 470‒479.

Загрузки

Опубликован

2019-12-21

Как цитировать

Zyryanov, O. (2019). Модус смертного сознания в русской классической поэзии XIX в.: генезис и этнокультурная специфика. Quaestio Rossica, 7(4), 1125–1142. https://doi.org/10.15826/qr.2019.4.428

Выпуск

Раздел

Problema voluminis